Страничка музыкального руководителя

Аджимавова Зюма  Джалиловна  — музыкальный руководитель.

 «День пропал зря, когда мы не музицировали хоть раз!»

                                                                                 Фридрих Ницше

Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта.  Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

Праздник в детском саду — особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

В каких семьях рождаются «творческие люди»?

Американский психолог Ф. Вернон, вместе с группой социологов, проводил широкомасштабное исследование среди огромного статистически значимого числа студентов американских колледжей.

И те выводы, к которым он пришёл, легли в основу так называемого «Списка факторов развития творческой одарённости». Но перед тем, как переходить к списку Вернона, ответим на вопрос:

А зачем быть творчески одарённым?

Ответить можно словами великого русского физиолога А. А. Ухтомского:

«Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жёсткую схему, является хозяином своего будущего.Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить первоначальный свой путь.Вот это – открытость, гибкость, «зрячесть» и есть «творческая одарённость», собственно говоря. Часто под творческой одарённостью мы понимаем узкое умение играть на балалайке или шить необычных кукол.А ведь творческая одарённость – это всего лишь умение построить себе счастье своими руками, вырваться из плена косности и несвободы. Вот и всё.

Тренинги психотехники

Для того, чтобы помочь каждому человеку стать счастливым «по Ухтомскому», в мире у науки психологии существуют так называемые «тренинги психотехники».

Перед любым таким тренингом стоят две задачи:

Развитие креативности.

Психокоррекция или иными словами лечение невротического характера

Вообще, любой «тренинг по развитию творческого потенциала личности» 99% своего времени уделяет, к сожалению, именно психокоррекции, то есть лечению невротических установок характера, а не развитию креативности. Почему?

А для того, чтобы ответить на вопрос «Почему?» мы перейдём к чтению Списка Вернона .

Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание!

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» первое:

Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье».

В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:Имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца;Имеющуюся у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью;Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» второе;Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой».

Вернон уточнял это так:

Шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье.

Оптимистичный настрой родителей, особенно матери.

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» третье

Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и «старшим» и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр» могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» четвёртое

Творческие у Вас будут дети или не творческие по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного, на наш современный взгляд фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину домашнего музицирования.

При этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме, фортепиано и виолончель, или же дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи.

 Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» пятое

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:

Чтения детям вслух

Совместное участие взрослых и детей в детских играх

 Постановка «домашних любительских спектаклей»

 Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» шестое

 Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:

 Насколько нравственны все «детские» поступки ребёнка, то есть воспитание морали

Насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка, «постарался» или «схалтурил»

 Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети «мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить».

То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации.

А теперь последнее условие, седьмое

Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего.

 По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем «женским воспитанием», а именно воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц.

Почему?Дело в том, что женщина, хочет она этого или нет, играет, пусть и неосознанно, свою древнюю гендерную роль – она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она – осторожна, ригидна, консервативна. Она – за устои.Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы.Чем подытоживает Вернон свой перечень?

А вот теперь посмейтесь, дорогие Читатели, ибо Вернон и его компания социологов уточняют в конце своего списка: «Материальные условия не имеют при этом существенного значения».

 Ну что, будем критиковать? Будем смеяться? Будем злиться и упрекать Вернона в классовом и социальном шовинизме?

 Или постараемся создать для своих настоящих и будущих детей схожую атмосферу, молча, без критики, не теряя ни секунды драгоценного времени на пустопорожние споры?Ответ за Вами.

 КАК СЛУШАТЬ С РЕБЕНКОМ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ?

С раннего детства ребенка окружает музыка. Это и колыбельные, которые напевает мама, и музыка из различных радио и телепередач. Но задумывались ли мы, что слушают наши малыши? Конечно это детские песенки, но а чаще всего эстрадные песни из репертуара взрослых. В развитии музыкальных способностей и музыкального вкуса большую роль играют классические музыкальные произведения.

Чтоб привить малышам интерес к классической музыке и желание слушать ее, способность находить в этом радость, сопереживать выраженному настроению, требуется от взрослого не только мастерство и знания, но и внимание, уважения, особого доверия и любви к детям.

Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по — разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала — он слышит, слушает и хочет слушать.

Знакомьте детей с лучшими произведениями русской и западной классики различных стилей и эпох; используйте лучше высокохудожественные миниатюры, а не фрагменты произведений. Предоставьте возможность услышать их в исполнении выдающихся музыкантов на фортепиано, флейте, клавесине, арфе, а также в исполнении ансамбля скрипачей, камерного и симфонического оркестров, оркестра народных инструментов, хора!

 ПАМЯТКА «КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМ»

 Как долго? Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами — в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Надо иметь в виду, что дети слушают музыку каждый раз по-разному: с большим или меньшим желанием и пониманием. Это зависит от ряда причин. Очень важно, как дети провели этот день, каково их настроение, душевное или физическое состояние.Как? Заранее приготовьте музыкальный центр и кассету (диск, другой носитель). Найдите на кассете (диске, другом носителе) пьесу, которую вы будите слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Источник звука должен быть рядом перед детьми. Предупредите членов семьи, чтоб было тихо и чтоб в комнату во время звучания музыки не входили.

Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. Взрослые должны быть заинтересованными, внимательными, доброжелательными. Их настроение тут же передается детям. Безразличные, скучающие, недовольные или строгие лица взрослых не создают доверительной и спокойной обстановки, необходимой при слушании музыки.

 После прослушивания написанных специально для малышей песен и инструментальных изобразительных пьес («Дождик», «Машина», «Зайка» и т. п.) с детьми желательно поговорить о музыке. Но вести такие же беседы о классической музыке не рекомендуется. Следует только разумно поддержать отдельные высказывания малышей.

 Когда? Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна.

 ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ СЛУШАНИЯ ДОМА С ДЕТЬМИ

 Вольфганг Амадей Моцарт

  Менуэт соль мажор(фортепиано)

  Рондо ре мажор (фортепиано)

 Аллегро фа мажор (фортепиано)

  Андантино до мажор (фортепиано)

  Жан Филипп Рамо

   Пьеса «Курица» (клавесин)

  Сергей Сергеевич Прокофьев

  Песенка №4 ре мажор (фортепиано)

  Марш фа мажор (фортепиано)

 Гавот (оркестр)

  Милий Балакирев

  Полька (арфы)

 Пётр Ильич Чайковский

 Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр)

   Танец маленьких лебедей ( оркестровое исполнении)

  Иоганн Себастьян Бах

  Маленькая прелюдия ре мажор (клавесин)

  Маленькая прелюдия № 3 ре минор (клавесин)

   Инвенция № 3 ре мажор. Инвенция № 2 (фортепиано)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

    Вальс — шутка (флейта и фортепиано)

 Генри Пёрселл

Соната ре мажор, 1 -я часть (труба, орган)

 Жан Батист Люлли

  Гавот

 Георгий Васильевич Свиридов

 Музыкальный момент. Весна , из иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фортепиано)

 

 ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К МУЗЫКЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ С ДЕТСТВА.

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Но музыка – действенное средство воспитания лишь тогда, когда она воспринимается осмысленно. Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у ребенка интерес и любовь к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать музыку?

 

 Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре. Надо наряду с различными видами детской деятельности отводить время знакомству с музыкой и песней.

 

 К сожалению многие из родителей считают, что забота о музыкальном воспитании правомерно по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем не обязательно. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Каждый здоровый, нормальный ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка.

 

 Мультфильмы, сказки, фильмы пользуются у детей особым спросом.

 

 Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники в жизни малыша, его музыкальном развитии. Ребенок тянется ко всему тому, что издает звук – к погремушке, свистульке, детскому пианино и т. д.

 

 Но прививая любовь ребенка к музыке родителям нужно знать об особенностях детского слуха и голоса, чтобы оберегать их. Резкие, громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность. Отсюда становится очевидным насколько вредна для ребенка обстановка шума, стука, крика. Детский голосовой аппарат очень хрупкий.

 

 Музыка, помимо своего эстетического значения, способна оказать благотворное влияние на здоровье ребенка. Но нельзя терзать детский слух различными несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами. Органу слуха нужна тренировка. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать музыкальные игрушки.

 

 В возрасте от года до 3-х лет детям полезны поющий волчок или органчик, механически воспроизводящие несложные музыкальные мелодии. Другие музыкальные игрушки в руках таких малышей, еще не обладающих ни развитым музыкальным слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А шум утомителен и вреден не только для взрослых, но и в не меньшей степени (если не в большей!) и для детей.

 Ребенок в возрасте 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие созвучия и простейшие мелодии из детских музыкальных инструментов – труб, детских пианино и другие. Но мало купить ему такую игрушку. Надо терпеливо и не раз и не два показать ребенку, как ею пользоваться и проследить, усвоил ли он ваши уроки.

 Установлено, что из всех компонентов музыки ребенок раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь чувство ритма имеет свои биологические корни. Ритмично большинство функций человеческого организма: биение сердца, дыхание, ходьба.

 Став старше, дети начинают реагировать на мелодию, а позднее и на тембровое звучание разных музыкальных инструментов.

 Музыка создает настроение на работу мышц и внутренних органов. Вот почему физкультурой приятнее и легче заниматься под музыку.

 Стимулирующее действие музыки модно использовать для развития моторно-двигательных способностей ребенка. Уже на первом году жизни малыша полезно проводить с ним так называемые игры-пляски. Взрослый, напевая простую негромкую мелодию плясовой, ритмично сводит и разводит в стороны руки малыша, плавно двигает его ножками. Это доставляет ребенку большое удовольствие.

 Постепенно с возрастом движения ребенка в играх-плясках усложняются, становятся самостоятельными, естественно перерастают в обучение танцам. А танец также способствует физическому развитию, улучшает осанку.

 

Музыка и игры-пляски вызывают у ребенка желание петь. Сначала он начинает подпевать «ля-ля-ля» или «тра-та-та», потом запоминает и воспроизводит несложные куплеты и наконец, в возрасте 2-3 лет – простые песенки.

 Будет очень хорошо, если вы привьете ребенку любовь к музыке и пению. А для этого необходим пример взрослого – пойте вместе с ним. Это будут очень приятные минуты, усиливающие доверие, понимание и дружбу между вами.

 Чудесное свойство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких – ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно и не в меньшей степени, чем пища.

 

Любовь ребенка к музыке и систематические занятия, как правило, способствуют общему развитию ребенка и тем самым повышают его успеваемость по другим предметам.

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о  необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

 

«Если не заложить . с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи!, оно все равно развалится на куски от сильного  ветра и землетрясения», — считают педагоги.

 

Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

 2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

  1. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

 

  1. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,

 тем более музыкальным он становится,

 чем более музыкальным становится,

 тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада,; звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

Желание заниматься -это цель, которую хотят достичь все родители.

Отношение к музыке и желание играть на музыкальном

 инструменте напрямую зависит от первого знакомства ребенка с миром музыки.

 Прежде чем отдавать ребенка в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка — чудесное и светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

 Маленькие дети, когда видят

тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому

 тянутся. С самых первых занятий ребенок должен почувствовать чудо музыки, ее волшебное влияние на душу человека.

 Раннее развитие музыкальных способностей

В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что: дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму; реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление. Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей. Так не будем же терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из основных разделов музыкального воспитания.

 Что делать до года?

 До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд. В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте «Да-да-да, я пою». Русская народная мелодия «Где ты заинька?» 1часть песни исполняется без слов на «ля-ля». 2 раза 2 часть (2 раза) Да-да-да, я пою Тане (Вове) песенку мою. Да-да-да! (ласковым говорком). Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, «менуэты» ранних опусов.

 На втором и третьем году жизни

 Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин. Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится. Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.

  Музыкальный репертуар для детей 2-3 года жизни

 Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «знакомых» изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: «Птички», муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; «Воробей» А.Руббаха или Е.Тиличеевой; «Кошка» Е.Тиличеевой, «Большая собака» М.Раухвергера; «Медведь» Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; «Мишка» М.Раухвергера или Г.Фрида; «Дождик» Г.Лобачева или В.Фере, «Машина» («Езда в машине») Г.Фрида; «Автомобиль» М.Раухвергера. Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок. Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С.Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова «Верхом на лошадке», «Танец»; П.Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу Э.Грига «Птичка»; музыку В.Моцарта. Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни. Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе «Малыш» В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Дворжака.

  Как слушать музыку?

 Непременное условие — тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка — ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа. Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы. Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?

  Немного о музыкальных инструментах

 К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону – прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми… – так им легче подобрать и заучить предложенную музыку. Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается «путеводитель по струнам». Вы подкладываете за струны «шпаргалку» — путеводитель с нарисованной стрелкой, — и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит. Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах – арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.

 Бубен.  Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча. Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника. Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка. Металлофон, арфу, дудочку,на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет. Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.

 Как научить малыша подпевать?

 Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Птички». Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам. Зернъшек я птичкам дам, дам, дам. Клювиками птички — клю, клю, клю. Я смотрю на птичек и пою: Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля. Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», — то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет: 1. Ладушки, ладошки, Звонкие хлопошки, Хлопали в ладошки, После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. Хлопали немножко. Да! 2. Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили, Кошечке давали. Да! 3. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук-тук, Тук – тук – тук. Да! 4. Ладушки плясали, Деток забавляли, Ля-ля-ля-ля, Ля-ля-ля. Да! 5.Ладушки устали, Ладушки поспали. Баю-баю, баюшки, Соединив ладошки прикладывают их к щёчке. Баю-баю, ладушки. Да! Как в первом куплете. Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» — один из первых шажков. Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно. Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Вы поете песенку «Птичка»: Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко. Подожди, не улетай! Улетела. Ай! Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» — посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка). Поет, поет моя Танечка, Поет, поет хорошая, Хорошая, пригожая. Поет, поет свою песенку: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза). Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним. Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь. Песенка «Баю-баю!». Перед пением покажите малышу куклу «Таню». Рассмотрите, какая Таня нарядная – красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку. Поете и укладываете куклу. 1. Баю-баю-баю, Куклу раздеваю. Куколка устала, Целый день играла. 2. Положи, Танюша, Щечку на подушку. Вытяни ты ножки, Спи, скорее крошка. 3. Баю-баю-баю, Баю-баю-баю! Таня засыпает, Глазки закрывает. Малыш начинает подпевать «баю-баю» и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т.д. Еще один шаг вперед! Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами, например, песенку «Птички» на народную мелодию, сл. И.Плакиды. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его. Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для детского сада (Младшая группа) и в двух сборниках: «Мы танцуем и поем», «У нас сегодня весело», автор В.Петрова. В книжках к текстам прилагаются ноты.

 

 Музыкальное движение. Пляски.

 

Первый год жизни.  В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках. Движения: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т.е. в начале каждого куплета. Музыка: можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко). Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма – это музыкальная форма, характеризующаяся наличием  двух частей разных по характеру и настроению музыки. Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией), могут отличаться темпом (медленно-быстро), динамическими оттенками (тише-громче) и т.д. Например: «Где ты, заинька?». 1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет: Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка) Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка) 2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). За этой пляской закрепляется определенная музыка. Она не должна звучать в других плясках. Движения первой и второй части все время неизменны: Первая часть – хлопки; вторая часть – ручки пляшут. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку. Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Для этой пляски очень рекомендуем белорусскую народную плясовую «Юрочка». Второй год жизни Малыши на втором году очень любят пляску «Айда!». Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет. 1 часть(А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда 2 часть(В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза) Ай Первая часть (А): мами малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь в право влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают Айда. 2 Часть (В) Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину. Третий год жизни Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА). Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия. К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой. Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка, чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, «живую собаку», «покатать на большом велосипеде» — ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: «Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!» Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова «Не бойся!» и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом. А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть. Внимание! Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко. Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

 

 

 

Игра

 

Игра – ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным возможностям. Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни. Так, например, ребенку 4 месяца. Мама, стоя у кроватки, «прячется» за прозрачный платочек. «Ку-ку! Нашлась!» 6 месяцев. Малыш прячется сам или прячет игрушку за прозрачный платочек. «Спрятались и нашлись!» Все рады, хлопают в ладошки. Год и 8 месяцев. Игра «Мишка». Мишка лежит на скамеечке или стульчике — «спит». Мама и ребенок идут к мишке. Мама поет: Мишка, мишка, что ты долго спишь? Мишка, мишка, что ты так храпишь? Мишка, мишка, мишенька, вставай. Мишка, мишка, с нами поиграй! Мишка «рычит», сердится; мама и малыш убегают, прячутся. Мишка ходит, ищет их. Игрушечным мишкой управляет кто-нибудь из взрослых. Мишка «не нашел», ушел спать. Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка «нашел» спрятавшихся, соглашается поплясать, а затем пляшут все. Игра хороша тем, что ребенок начинает подпевать слово «мишка», повторяющиеся много раз, т.е. игра и песенка стимулируют подпевание. В игре есть догонялки и прятки, так любимые маленькими детьми. К концу третьего года жизни ребенок может участвовать в игре, где 3-5 музыкальных пьес. Малыш сам, ориентируясь только на звучащую музыку, без мамы и без подсказывающего пения, изображает птичку. На каждое действие птички звучит отдельная пьеса. Птичка-малыш то «спит», то «летает», то «зернышки клюет», то быстро «улетает в гнездышко», так как звучит пьеса «Автомобиль» или «Большая собака». На ваш вопрос: «Почему птичка так быстро улетела?», ребенок отвечает: «Автомобиль» или «Собака», то есть малыш узнает музыку. Подобрать игры по возрасту можно в музыкальных сборниках для детского сада. Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь. Если вы хотите, чтобы ваш малыш продолжил музыкальное образование уже за пределами своей детской, имейте в виду, что некоторые музыкальные школы Москвы принимают в подготовительные классы детей, начиная с четырех или даже с трех лет.

 

 ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен…

 Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

 Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь

К собственном голосу, голосам птиц и животных, таин-ственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Материалы, представленные вашему вниманию, скомплектованы по принципу тематического планирования. За время работы в дошкольном учреждении я пришла к выводу, что именно такая форма построения воспитательно-образовательного процесса наиболее целесообразна для полноценного развития детей дошкольного возраста. Суть тематического планирования заключается в следующем.

  • Выбирается тема недели. Она называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели
  • Все остальные занятия (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней
  • На каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели
  • Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, проведению наблюдений над природой, домашнему чтению детям

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
  1. Принцип последовательности.
  1. Принцип систематичности: занятия проводятся систематически согласно сетке занятий, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности (важно помнить, что индивидуальная работа с детьми не должна превращаться в дополни тельные занятия).
  1. Принцип повторности.
  1. Принцип наглядности.

Применение тематического планирования позволяет значительно сократить продолжительность занятий, освобождая время для игр, оздоровительных мероприятий.

Тематическое планирование подходит практически для всех возрастных групп массового детского сада, а также применимо в дошкольных учреждениях как с полным днем, так и в группах кратковременного пребывания детей.

Большое значение я придаю организации детей на за-нятиях, а также их самостоятельной деятельности.

Во время занятий (особенно занятий познавательного цикла) дети делятся на микрогруппы по 2-5 человек (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).

Задания предлагаются не одному ребенку, а нескольким (минимум двум). Можно предложить детям один предметный материал, с которым они будут работать, например, общий лист бумаги.

Воспитатель предлагает какое-то конкретное дело для проявления фантазии.

Задание дается в форме, подчеркивающей общность участников.

Такого рода организация продиктована следующими соображениями.

Она дает детям необходимые для развития возможности сравнения своих действий с действиями других детей, позволяет ребенку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»), а также скорректиро-ать собственные способы действия, интеллектуальные уси-лия путем сопоставления с действиями других.

Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

Позиция педагога при организации занятия, а также всей жизни в детском саду дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

Такая организация переносит акцепт в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

Предлагаемая организация способствует личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком в процессе обучения.

Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создают положительный эмоциональный фон для обучения, способствуют возникновению познавательного интереса.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: работа на занятиях, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, работа в книжном уголке, утренние беседы с детьми, взаимодействие с родителями. Все эти формы служат достижению одной цели, а именно — всестороннему развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»

Беседа —Беседы с детьми

Тема: «Земля — наш дом во Вселенной»

Вопросы к беседе

  • Как называется планета, на которой мы живем?
  • Как называется ближайшая к нам звезда?
  • Что такое Солнечная система?
  • Какие планеты Солнечной системы ты знаешь? Какая из них самая большая?
  • Какую планету называют красной? Почему? (Эту планету древние римляне назвали в честь бога войны Марса.) Как ты думаешь, почему?
  • Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
  • Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?
  • Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
  • Что такое метеориты?
  • Какая звезда считается у моряков путеводной? Почему?
  • Кто был первым космонавтом Земли?
  • Когда впервые человек полетел в космос?
  • Каких российских космонавтов ты знаешь?
  • Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?
  • Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?Во время беседы проследите за тем, чтобы дети правильно отвечали на поставленные вопросы; побуждайте детей применять синонимы и антонимы, яркие образные выражения, эпитеты.

Занятия

  1. Ознакомление с окружающим миром.

Тема:«Земля — наш ДОМ во Вселенной».

  1. Развитие речи.

Тема: «Ракета летит к звездам».

  1. Развитие элементарных математических представлений.

Тема: «Большое космическое путешествие».

  1. Конструирование.

Тема: «Наш космический корабль».

  1. Рисование.

Тема: «Путь к звездам».

  1. Рисование.

Тема: «Лунный пейзаж».

  1. Аппликация + рисование.

Тема: «Космический коллаж».

  1. Лепка.

Игра Настольно-печатная игра «Звездный путь»

Дидактические игры

  1. «Найди лишнее»: на развитие логического мышле-ния (анализ и синтез); развитие умения проводить клас-сификацию, объединять предметы по какому-либо основ-ному, существенному, признаку; развитие памяти.
  1. «Укрась слово»: на развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса.
  1. «Дверная скважина»: на развитие зрительной па-мяти и пространственного мышления.
  1. «Звук потерялся»: на развитие внимания, фонематического слуха.
  1. «Разведчики»: на развитие наблюдательности, коммуникативности и организаторских способностей.
  1. «Что изменилось?»: на тренировку наблюдательности, развитие зрительной памяти.

 «Космодром»

Строительная игра Ребята из большого конструктора строят различные сооружения космодрома, закрепляя навыки самостоятельной творческой работы

«Будущие космонавты»

Сюжетно-ролевая игра Сначала «космонавты» сообща обсуждают план полета, разрабатывают его маршрут; назначается командир корабля, бортинженер, врач, другие члены экипажа. После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание).

Работа в книжном уголке

Выставляем книги о космосе, иллюстрации космического пространства (фотографии земли из космоса, картины А. Леонова, иллюстрации, полученные с использованием компьютерной графики), рассматриваем и обсуждаем с детьми эти иллюстрации, книги о космосе и его покорении человеком. Составляем рассказ фантастического содержания по одной из картин.

Работа в книжном уголке ведется индивидуально или в небольших подгруппах (3-4 ребенка) в любое время дня. Материал размещается так, чтобы дети всегда имели к нему доступ.

Что можно почитать детям —

К. Булычев. Тайна третьей планеты В. Медведев. Звездолет Брунька В. Кащенко. Найди созвездия В. Бороздин. Первый в космосе П. Клушапцев. О чем рассказал телескоп А. Леонов. Шаги над планетой

Что можно почитать детям —

К. Булычев. Тайна третьей планеты В. Медведев. Звездолет Брунька В. Кащенко. Найди созвездия В. Бороздин. Первый в космосе П. Клушапцев. О чем рассказал телескоп А. Леонов. Шаги над планетой

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Занятия этой недели очень сложные, поэтому мы, как правило, обращаемся за помощью к родителям. Тесное взаимодействие с родителями необходимо всегда. Только сотрудничая с ними, координируя наши действия, мы получаем заметный эффект в развитии детей. Формы сотрудничества самые разнообразные.

Родительские собрания и индивидуальные консультации для родителей по интересующим их темам.

Традиционной считается наглядная информация о проходящих в группе занятиях, с рекомендациями для родителей о том, чем и как они могут позаниматься с детьми дома.

Мы используем также информационные листки — домашние задания, которые вручаются родителям каждого ребенка. Это бывают задания на закрепление материала, пройденного в группе, или задания, предваряющие объяснение нового материала. Они нужны для того, чтобы занятие по ознакомлению с окружающим миром не превратилось в монолог воспитателя. Родители, которые с готовностью откликаются на наши просьбы и занимаются с детьми дома, отмечают, что эти домашние задания очень помогают им в установлении контакта с детьми и организации занятий с ними, а также воспитывают у детей чувство ответственности: ребенок сам напоминает родителям о необходимости выполнить домашнее задание, прочитать книгу. Задания составлены так, чтобы родители, посадив ребенка на колени (телесный контакт), прочли ему материал, который послужит основой для построения беседы, диалога на занятии.

Информационный листок для родителей по занятиям «Покорение космоса»

Уважаемые родители!

На будущей неделе мы будем беседовать с детьми о покорении космоса. Чтобы эта тема стала ближе и понятнее вашему ребенку, советуем вам прочитать вместе с ним следующий материал, а также выполнить предлагаемые задания.

Дорогой друг!

Сегодня я хочу рассказать тебе о космосе. Ты знаешь, что такое космос? Это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля — это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна — это облака, снег и лед. Суша — это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля — это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Задание 1 „

Попробуй нарисовать, как ВЫГЛЯДИТ наша планета из космоса.

Луна — это спутник Земли, ее ближайший сосед в космосе. Она представляет собой каменисты й шар размером с четверть Земли и является самым большим небесным телом в нашем ночном небе.

Хотя Луна намного меньше любой звезды, она выглядит такой боль-шой, потому что находится намного ближе к Земле, чем звезды.Луна — это безжизненный мир, без воздуха, без воды, без растений и животных. Ее поверхность покрыта пылью, на ней миллионы впадин, называемых кратерами. Кратеры образовывались, когда куски камней из космоса, называемые метеоритами, падали на Луну.Солнце — это звезда, одна из бесчисленных миллиардов звезд Вселенной. Оно такое большое, что Земля может поместиться внутри него больше миллиона раз. Но Солнце не больше многих других звезд и выглядит таким большим и ярким только потому, что оно ближе к Земле, чем любая другая звезда.

Задание 2

Попробуй нарисовать наше Солнце в виде огромного огнен-ного шара.Как и другие звезды, Солнце — это гигантский шар из светя-щегося газа. Солнце дает Земле тепло и свет, необходимые для жизни людей, растений и животных. Без Солнца на Земле не было бы жизни.Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, которые тоже имеют форму шара. Но, в отличие от Солнца, они состоят не только из газов, но также из жидкостей и твердых частиц. Самые близкие к Солнцу планеты — это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все эти планеты твердые и каменистые. Меркурий очень похож на Луну. Венера окутана ядовитыми облаками. Марс — это планета, покрытая оранжево-красным песком.Дальше от Солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун -это гигантские планеты, состоящие из жидкостей и газов. Самая большая из них — Юпитер. Он такой большой, что Земля может поместиться внутри него 1300 раз. Сатурн, вторая по величине планета, окружен великолепными кольцами. Самой отдаленной планетой является крошечный, состоящий из камня и льда Плутон. Это самая маленькая планета и самая холодная, так как солнечные лучи едва достигают ее.

Задание 3

С помощью родителей попробуй нарисовать Солнце и планеты, которые вращаются вокруг него.

Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем.docx.docx

ДОМИСОЛЬКА

Художественная одаренность»

праздник цветов

сказка (1)

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное искусство

Здоровье — сберегающие технологии

В гости к бабушке

праздник хлеб всему голова

консультация — музыка одно из средств физического развития детей

Музыка ,как средство здоровьесбережения

Воспитание ребенка средствами музыки

Как научить ребенка слушать музыку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>