Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей — в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, с семьёй, готовой эти возможности развивать. А потом – с педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её.Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

— на занятиях все легко и быстро схватывают;

— знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

— быстро запоминают услышанное или прочитанное;

— решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

— задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

— оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

— очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:

— дети с высоким общим уровнем умственного развития;

— дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).

Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.

Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Мы придерживаемся мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно-развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:

  1. предметно-развивающую среду группы, способствующую познанию окружающего мира;

Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной. Для развития познавательных способностей и познавательной активности детей имеются различные настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, игры типа «Танграм», «Морской бой», различные головоломки.

В группы приносятся книги познавательного характера, ориентирующие на изучение окружающего мира, дающие возможность приобретения новых знаний. Книги имеют яркие красочные иллюстрации и не очень большое количество довольно крупного текста, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. Художественные произведения также с красочными иллюстрациями и текстом, доступным для самостоятельного чтения.

В группах созданы условия для экспериментирования детей с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами и т. п. Это исследовательские центры, в которые помещаются, время от времени, различные предметы.

Реализация усвоенных в процессе НОД способов деятельности и приобретенных знаний может происходить в различных деятельностях детей: игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Для игр детей, а также конструирования из крупного строительного материала выделяется место, которое обеспечит свободное перемещение, размещение материала. Это позволяет создавать постройки, прятаться, искать друг друга, отыскивать «клады» в соответствии с картой-схемой, организовывать «путешествия», соревнования, разыгрывать постановки.

Для игр имеется определенная атрибутика в соответствии с возрастными особенностями детей: различные наборы конструкторов: деревянный разных размеров, пластмассовый (типа «Лего»), металлический; различная атрибутика для обыгрывания построек.

В свободном доступе детей имеется бумага, цветные карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки обоев, краски, а также пластилин, различный бросовый материал (шишки, спичечные коробки, ленты, куски веревки, дерева, остатки цветной бумаги). Это может натолкнуть ребенка на то, чтобы смастерить какую-то поделку, изготовить костюм для того или иного персонажа игры и др.

Таким образом, окружающая предметная среда должна быть представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр; наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения; создание условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детских деятельностях. Это обеспечит дальнейшее развитие способностей детей.

  1. регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;

  1. индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, ДОД, организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;

  1. оказание помощи родителям в развитии у детей каких — либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;

  1. взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

  1. высокий профессионализм педагога.

Это прежде всего склонность педагога к творческой деятельности, умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами. Умение педагога ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний. Педагогу при этом требуется, ориентируясь на потребности каждого ребенка, учитывать поставленную задачу, придерживаться направления, выбранного для работы всей группы. В общении с ребенком педагог должен придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ребенком на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Педагог должен обладать специальными способностями или навыками, позволяющими ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности.

Таким образом, образовательная работа с одаренными дошкольниками предполагает проведение специальных развивающих занятий, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающих их особенностям; создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности; привлечение к работе с детьми заинтересованных, высококвалифицированных педагогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>