Идём в детский сад

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников

В основу работы педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста должны быть положены новые подходы к развитию и воспитанию детей, личностно — ориентированная модель общения с ними. Важен диалог, тогда у ребенка формируется толерантность — доверие к взрослому, партнерские отношение с ним.Нужно изменить обстановку в детском саду, приблизив, на сколько это возможно, условия к домашним. Создание эмоционального благополучного микроклимата в группе.1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

1.    обращайтесь по имени;

2.    занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

3.    используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

  • Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
  • Не возникает ли желание его перебить?
  • Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
  • Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

  • исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
  • обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов — «паразитов» («ну», «значит», «в общем» и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

  • как часто вы улыбаетесь детям;
  • способны ли вы смеяться вместе с детьми;
  • как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

  • чаще анализируйте собственную деятельность;
  • стремитесь ставить себя на место ребенка;
  • развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8.Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9.Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

  • требований («не мешайте», «перестаньте ссориться»);
  • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
  • оценки, которые несут в себе характер иронии («ну я так и знала, что это сделал опять Петров»);
  • возмущения («вы только посмотрите, что вы наделали!»);
  • предвосхищающей отрицательной оценки («от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!»);
  • вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?».

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

  • предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);
  • ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»);
  • выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»);
  • разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

  • непонимание психологической ситуации, настроения детей;
  • недостаточная саморегуляция;
  • несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
  • механическое копирование стиля общения коллег.

Важно помнить, что формирование у детей положительного толерантного отношения ко всем людям должно основываться на усвоение моральных норм и правил поведения. Эта работа должна основываться на материале сказок, рассказов, произведений художественной литературы (Приложение 1).

Мы живем в многонациональной в стране, в многонациональном регионе, поэтому в детях важно воспитывать толерантное отношение к другим народам, их культуре и традициям. Детей необходимо знакомить с традициями, фольклором, предметами народного — прикладного искусства, мифами и легендами других народов. Таким образом, расширять возможности приобщения детей к общечеловеческим ценностям, делать их более доступными, более осязаемыми и эмоционально окрашенными.

Прекрасной школой развития толерантности служит общение с домашними животными, которых дети воспринимают как равных себе, общаясь на понятном только им языке чувств и эмоций. Становясь близкими друзьями, дети и животные способны вместе радоваться и грустить, играть и развиваться. Объяснения взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствуют развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться.

Полноценное развитие межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния двух институтов — ДОУ и семьи. Сейчас мы предложим рекомендации для родителей.

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: «Ты самый любимый», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, — это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», » Я вижу, что тебя кто-то огорчил», » Расскажи мне, что с тобой».

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

  • постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
  • оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал»;
  • дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят (а):», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал».

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

  • барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
  • барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
  • барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
  • барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

  • для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам»;
  • если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
  • для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты»;
  • для развития умения общаться без слов предложите им игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками». Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
  • для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры «На что похоже настроение?», «Нарисуй свой страх и победи его»;
  • для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка — это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Главное всегда помнить, что воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. В формировании толерантности у дошкольников большое значение имеет развитие умение понимать чувства и состояние других людей, способность сопереживать и сочувствовать, умение общаться со сверстниками. Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей.

 

 

ПОСТУПЛЕНИЕ В ДЕТСКИЙ САД Родители будущих воспитанников!

 

Как подготовить ребенка к детскому саду?Вот некоторые советы:— соблюдайте режим дня;

— научите самостоятельно одеваться;

— пользоваться ложкой, кружкой;

— пусть ребенок больше общается со сверстниками;

— постоянно разговаривайте с ребёнком.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Ø Детский сад работает 5 дней в неделю с 7.30 – до 16.30. Выходными днями являются суббота, воскресенье, новогодние каникулы  и общегосударственные праздничные дни.

Ø Приём детей с 7. 30 до 8.00 (если нет заявления, разрешающего приводить позже в период адаптации).

 

ПОМНИТЕ: своевременный приём детей и уход ребёнка – необходимое условие правильной организации работы с детьми.

 

Ø О невозможности прихода ребёнка в детский сад по болезни или другой уважительной причине необходимо обязательно сообщить в ДОУ до 8.00 .

Ø Ребёнок, не посещающий детский сад более 3 – х дней, должен иметь справку от врача.

Ø При возвращении после длительного отсутствия предоставляется справка о состоянии здоровья ребёнка и контактах за последние 21 день.

Ø После отсутствия в летний период необходима справка о контактах, обследовании на гельминты.

Ø Необходимо заранее сообщать о дне выхода ребёнка в ДОУ после длительного отсутствия.

Ø Своевременно делать прививки, согласно выданным направлениям.

 

Порядок взимания платы за содержание ребёнка в детском саду.

 

Плата за содержание ребёнка вносится в банк не позднее 10 числа каждого месяца.

Для оформления компенсации части родительской платы, внесенной за содержание ребёнка в детском саду, родители предоставляют следующие документы:

o   Оформление банковской карты ( социальной)

o   Копию паспорта владельца этой карты.

o   Копию свидетельства о рождении ребёнка.

o   Копию свидетельств о рождении несовершеннолетних старших детей.

o   Копии свидетельства о браке.

o   Справку с места жительства .

o   Заявление от владельца карты.

Перерасчет оплаченной квитанции за дни, в которые ребёнок не посещал ДОУ, производится в следующем месяце.

Родители обязаны отчитаться об оплате перед воспитателем в течении трёх дней, предоставив оплаченную квитанцию.

В случае отсутствия ребёнка (по болезни или другой причине), родители обязаны оплатить в указанные сроки и сообщить об этом.

 

Требования к внешнему виду.

Для создания комфортных условий пребывания в детском саду необходимо:

— 2 – 3 носовых платка в кармашках или на петельках, пристёгивающихся к одежде.

— Не менее 3 – х комплектов сменного белья ( мальчикам – шорты, трусики, носки, колготы, майки; девочкам – колготы, трусики, носки, гольфы)

— Не менее 2 – х комплектов сменного белья для сна (пижама, пелёнка, клеёнка)

— Два пакета для хранения чистого и использованного белья;

— Промаркировать бельё, одежду и прочие вещи ( указать фамилию, имя ребёнка)

Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха.

Проследите, чтобы одежда ребёнка не была ему велика и не сковывала движений.

Завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог сам себя обслужить.

Обувь должна быть лёгкой, точно соответствовать размеру ноги ребёнка, легко сниматься и одеваться.

Носовой платок необходим ребёнку как группе , так и на улице.

Чтобы избежать случаев травматизма , родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде на наличие опасных предметов.

Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы, а также мелкие предметы, таблетки, жвачки.

В соответствии с условиями родительского договора родители обязаны:

— Посещать общие и групповые родительские собрания.

— Участвовать в педагогической и хозяйственной жизни ДОУ.

— Внимательно относиться к поручениям воспитателей и администрации ДОУ.

 

Ребёнок должен уметь:

В 1 год 9 месяцев:

o   — Самостоятельно есть любую пищу с хлебом из своей тарелки;

o   — Самостоятельно снимать шапку и обувь, частично одеваться;

o   — Обращать внимание на грязные руки и лицо;

o   — Контролировать физиологические потребности, заранее сообщать взрослым характерным словом.

o   — Проявлять желание к самостоятельным действиям;

o   — Знать места хранения одежды, игрушек и других вещей.

В 2 года:

o   — Есть аккуратно, не обливаясь;

o   — При умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;

o   — Самостоятельно одеваться частично раздеваться;

o   — Знать места хранения одежды, обуви, игрушек, посуды;

o   — Пользоваться носовым платком ( при напоминании);

o   — Контролировать свои физиологические потребности.

 

В 2 года 6 месяцев:

o   — Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;

o   — Застёгивать и расстегивать несколько пуговиц;

 

В 3 года:

o   — Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;

o   — Складывать свою одежду перед сном;

o   — Застёгивать несколько пуговиц, завязывать шнурки;

o   — Знать назначение многих предметов и их местонахождение;

o   — Выполнять поручения из 2- х – 3 -х действий (отнеси, вылей, поставь);

o   — Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

o   — Замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;

o   — Регулировать свои физиологические потребности;

o   — Вытирать обувь при входе в квартиру;

o   — Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;

o   — Не выходить из-за стола до конца еды, не мешать за столом другим;

o   — Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться;

 

Детский сад – это милые, добрые умные, веселые, шумные, замечательные дети. Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, ради того. чтобы они росли и развивались.

 

Детский сад – это родители. Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.

 

Детский сад – это сотрудники. Самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, болеющие за всё душой, любящие детей люди.

 

Детский сад – это семья. И как в любой дружной семье у нас есть свои традиции.

 

Детский сад – это уникальная система, которая обеспечивает уход, присмотр, питание, воспитание и оздоровление. Ни одна система не выполняет столько функций одновременно.

Детский сад – это живой организм, который дышит, чувствует, радуется, огорчается, сияет добрым светом.  У него есть своё имя – «Солнышко». Именно так называется наш детский сад. Это – символ нашей работы. Как солнечный лучик мы стараемся проникнуть в каждое детское сердце, поселить в нем радость, любовь, доброту.

 

Мы хотим воспитать  счастливого ребенка:

• любит жизнь

• уверен в себе

• легко общается

• умеет адаптироваться

• реализует способности

Здорового ребенка:

• физически развит

• закален

• правильно питается

• находится в условиях эмоционального комфорта

Умного ребенка:

• образован

• умеет учиться

• хочет учиться

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>